Злость и агрессия у детей

Пожалуй, впервые мама встречается с агрессией у своего ребенка, когда ему еще не исполнилось года. Ребенок может начать кусать ее грудь или толкать и щипать ее, если она не кормит его грудью. Если говорить о причинах этой «младенческой агрессии», то чаще всего она является реакцией на какую-то неудовлетворенную потребность ребенка, может быть, к примеру, реакцией на дискомфорт, причиняемый прорезыванием зубов. Иногда причина агрессии не объяснима сточки зрения обычной логики — ребенок сыт, доволен, переодет, однако...как будто специально причиняет матери боль. Не удивительно, что мама может оказаться не готова к такому развитию событий, и ее собственная реакция может колебаться от растерянности до ответной злости.

Например, такое письмо:

Моей дочери почти два года, — пишет мне одна мама. — Ей очень хочется быть самостоятельной, делать какие-либо действия, аналогичные действиям взрослых. Я поддерживаю ее в том, что она может сделать, но иногда приходится отказывать. Этот отказ вызывает столь бурную реакцию, что ребенок может замахнуться и ударить маму(папу), бросить на пол чашку и т.д. Как реагировать на удары со стороны ребенка: ответить тем же: не больно, но обидно, с тем, чтобы было ясно, что в жизни всегда будет ответ на силовые действия; попытаться дать понять, что родителей(взрослых) бить нельзя никогда или просто игнорировать в надежде, что этот период ребенок перерастает?

Verunchic

И еще одно типичное письмо.

Мальчик, 2,9. В последнее время, т. е. месяца 3 назад появились фразы на любое замечание или просьбу, независимо от тона (ласковую или строгую) ответы типа «кыш», «я тебя убью», «я тебя выброшу на мусор (урну, в море)». При том что от нас он этого услышать не мог. И я не знаю, как на это реагировать. Пробовала — не реагировать вообще, то есть игнорировать и делать замечания, типа «так маме (папе, бабушке...) говорить нельзя, она тебя так любит. При этом он может замахнуться или даже бросить какую-нибудь вещь. Я просто не знаю, что делать. Помогите, пожалуйста.

Irina

Как мы видим, вспышки гнева у ребенка 2-3 лет могут быть довольно сильны и буквально застать его родителей врасплох. Чаще всего первой реакцией родителей будет запрет и обвинение ребенка за то, что он испытывает эти негативные чувства. Особенно жесткую позицию по этому вопросу обычно занимает старшее поколение. Но вопросы о том, как лучше действовать родителям и какая позиция наиболее оправдана с точки зрения детской психологии, все равно остаются.

Почти всем заботливым родителям кажется, что ребенок, окруженный любовью и вниманием родных, просто не имеет причин злиться. И эта «беспочвенная», по их мнению, злость заставляет задуматься о том, а все ли в порядке с их ребенком. «Может, это мы виноваты? — задумываются родители. — Разбаловали?» Закономерно и их недоумение, связанное с тем, как следует к этому относится. Не обращать внимания — не будет ли это поощрением агрессии? Объяснять и наказывать? Но как это сделать по отношению к такой крохе?

Причины злости и агрессии у детей

В причинах такого поведения ребенка нам и предстоит разобраться. А равно как и выработать правильную тактику родительского поведения. Для начала только стоит определить, что точно имеется в виду под словом агрессия. В данной статье «агрессия» будет означать агрессивные действия, совершаемые ребенком в адрес других людей. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить, и др. способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям в контексте данной статьи можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Злостью» или «гневом» будем называть эмоциональное состояние ребенка, переживаемые им отрицательные чувства. К агрессии относятся и «бранные» слова, произнесенные ребенком в адрес близких — «убью», «выброшу» и т.п. Это будем называть проявлениями вербальной (словесной) агрессии.

Ну, а теперь давайте попробуем понять, что движет малышом, набрасывающимся с кулаками на свою любимую маму, бабушку и остальных. В главе данной книги, посвященной кризису взросления у детей 2-3 лет, я уже описывала феномен «психологического отделения» ребенка от матери, сопровождающегося довольно бурными изменениями в поведении ребенка. Злость и агрессия в этом возрасте является типичными и во многом закономерными проявлениями этого кризиса роста.

Что происходит с ребенком к 2 годам (возрасту, в котором чаще всего начинает проявляться агрессия против родителей). Ребенок взрослеет: он научился управлять своими ручками и ножками, овладел своим телом настолько, чтобы передвигаться самостоятельно и исследовать окружающий мир, научился с помощью простых слов обозначать для родителей свои желания. И понял, что до некоторой степени он управляет своими родителями. Он заплакал — мама подошла, описался — мама переодела в сухое, захотел кушать — мама дала и т.п. По мере своего развития ребенок совершенствует способы привлечения к себе внимания, пребывая до поры до времени в счастливом заблуждении, что и впредь мама будет угадывать все его желания и удовлетворять все его потребности.

Причины злости и агрессии у детей

И вот однажды он сталкивается с ситуацией, в которой мама говорит ему «нет». Рано или поздно маме становится тяжело подстраиваться под все возрастающие нужды ребенка. Ее отказ выполнить то или иное его желание может вызвать у него довольно сильный гнев. По внутреннему ощущению ребенка и по предшествующему опыту его жизни, мама «не имеет права» отказывать ему. Он привык получать то, что он хочет, и не понимает, почему должно быть иначе. Ребенок начинает протестовать, злиться, прибегая при этом к простейшей агрессии.

Нормально это? Абсолютно нормально! Злость — нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако, ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили еще в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу. Порой нам приходится не только терпеливо ждать, но и прикладывать значительные усилия по достижению желаемого. Терпя при этом всяческое неудобство. Более того, иногда несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание. И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.

Наша общественная социальная жизнь подчинена многим ограничениям и запретам, которые пока не ведомы ребенку. Хотя для родителей эти запреты уже давно стали нормой и «срабатывают» автоматически. И того же они ожидают от своего ребенка. «Как он не понимает, ведь этого же нельзя!» А он не понимает, вернее, еще не понял. Ребенок не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому ему надо будет научиться. И учиться он будет на всем протяжении дошкольного возраста. И задача родителей ему в этом помочь, не потворствуя, но и не торопя его и не осуждая.

Продолжение статьи »