Застенчивость у детей и проблемы в общении

Застенчивость у детей и проблемы в общении

Для начала стоит определить, что же такое застенчивость. Давайте дадим самое простое и всем понятное определение. Застенчивость — это неумение ребенка идти на контакт с другими людьми/детьми, испытываемые им опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми.

Как выглядит застенчивость. Ребенок скован, его движения — немного напоминают движения робота, он как бы старается занять меньше места в пространстве, почти исчезнуть — опущенная голова, сутулые плечи. Ребенок избегает смотреть в глаза, отвечает или тихим голосом, или вообще отказывается отвечать на вопросы. Малыши начинают прятаться за маму, цепляться за нее, ища поддержки. Да и более старшие дети готовы спрятаться куда угодно, только бы их не замечали — чужое внимание слишком тяжело для них.

Почему дети становятся застенчивыми... Вопрос непростой. Кому-то застенчивая душа дается от природы. Родители застенчивых детей чаще всего сами были застенчивыми и малообщительными в детстве. И не только в детстве. Людям, имеющим ограниченный круг общения, сложно научить своих детей навыкам общения. Не всегда они могут подать детям пример.

Застенчивость может стать и «приобретенным» свойством характера, результатом неудачного опыта установления контакта с другими детьми. Иногда ребенок стремится к лидерству, но у него не получается стать «лучшим». Он оказывается не в силах обогнать другого ребенка, лучше всех спеть или прочитать стишок. Ему не удается получить нужную ему похвалу и внимание окружающих, и в следующий раз он может просто не решиться на соревнование. Ребенок может предпочесть уйти от контактов, не видя для себя возможности проявить себя, стать хоть в чем-то «лучше других».

Иногда за застенчивостью скрывается повышенная ранимость, чувствительность. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес и легко впадает в уныние. Бывает, что ребенок становится застенчив потому, что просто не знает, как себя вести в каких-то обстоятельствах, у него медленная реакция, и ему сложно приспособиться к ситуации общения, например, с несколькими детьми одновременно.

В поведении застенчивого ребенка ясно считывается неуверенность в себе. Застенчивому человеку кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. Застенчивость становится барьером на пути к установлению контактов с другими людьми. Переживания собственной «неуспешности» в общении могут быть очень болезненны. Порой они серьезно подрывают веру в себя и сильно бьют по самооценке ребенка. Получается замкнутый круг: чем больше он неуверен в себе, тем нерешительнее ведет себя, вступая в контакт в окружающими. Чем менее он решителен, тем вероятнее неудача. Каждая неудача еще больше подрывает веру в себя и надежду преодолеть свою застенчивость.

Застенчивость у детей и проблемы в общении

По поведению застенчивого ребенка родители иногда делают ошибочный вывод, что ребенок не испытывает потребности к общению с другими детьми. Однако, это не так. У застенчивых детей сильна тяга к общению, но они не умеют по разным причинам устанавливать контакты и от этого страдают.

В противоположность этому есть дети, которые не испытывают потребности в общении с другими людьми. Это аутичные дети, которые от рождения замкнуты на общение с самыми близкими людьми, да и то, общение это своеобразное. Однако, и здесь грамотный подход и понимание специфики проблем ребенка позволяет пробить броню равнодушия, этот защитный панцирь, в котором такие дети прячутся от мира.

В любом случае не стоит торопиться «записывать» своего ребенка в «аутисты», заметив у него проблемы с общением. И не стоит начинать винить себя в проблемах ребенка.

Надо помнить, что для развития навыков общения у ребенка требуются: время + теория и практика. Общению надо учить, подавая пример ребенку и показывая ему приемы установления контакта. Например, стоит учить ребенка знакомиться: называть свое имя и спрашивать имя других детей. Хорошо учить его способам начала разговора «давай играть вместе, покажи мне свою игрушку, давай меняться и т.п.». Можно учить ребенка сообщать о себе элементарную информацию «я люблю играть в машинки, у меня есть велосипед, я живу в этом дворе».

Наиболее Типичная Ошибка, совершаемая родителями в этой связи, — это демонстрация ребенку своего неудовольствия от существования подобных проблем. Понятно, что родителями движут благие намерения, они хотят помочь своим детям — развить в них общительность. Но в данном случае, именно в их отношении к особенностям характера и поведения ребенка может заключаться основная проблема.

Часто совершаемые Ошибочные Действия родителей заключаются в подталкивании ребенка к общению, несмотря на его страхи и нежелание. Они как бы «не замечают» существования барьера в общении у своего ребенка или пытаются преодолеть этот барьер «рывком», отчасти навязав своему ребенку контакт с окружающими. Например, они сами могут завязать разговор с другим ребенком, а потом словами «ну что же ты, спроси, как мальчика зовут» принудить своего малыша к общению. Если малыш был к этому не готов: или все произошло слишком быстро, или от него требуется слишком много на теперешний момент, то результат будет нулевой. И даже хуже. Ребенок очередной раз убедится в том, что у него что-то не получается.

Застенчивость у детей и проблемы в общении

Представьте себе, какой вред в подобной ситуации нанесут сетования по типу «что ж ты у меня такой необщительный, мальчик хотел с тобой поиграть, а ты...». Тем самым родители наносят следующий болезненный удар по самооценке ребенка. Ребенок будет чувствовать, что его мама разочарована его поведением. Мало того, что плохо ему, но он расстроил еще и свою маму. Груз разочарования и нелюбви к самому себе, лежащий на плечах, увеличился по меньшей мере вдвое. Последствия неправильного родительского поведения очевидны: страх ребенка перед общением с другими детьми усилится.

Что нужно делать родителям по преодолению трудностей в общении у застенчивого ребенка.

Продолжение статьи »