Приучение к горшку и вопросы гигиены

Приучение к горшку и вопросы гигиены

Приучение ребенка к горшку становится очередной важной вехой на пути взросления ребенка. В один прекрасный день, часто под действием разговоров с другими родителями, мама решает, что ПОРА переводить ребенка на «взрослый» способ мочеиспускания и дефекации. Причем, принять это решение и начать на нем настаивать могут родители как 8-9-месячного, так и 3-4-летнего малыша. И несмотря на такой серьезный возрастной лаг, поведение и отношение родителей к ребенку, который «никак не поймет» или «никак не хочет» делать то, что от него ожидают, будет похожим. Когда попытки уговорить, показать на игрушках, возможно, даже увлечь собственным примером, не срабатывают, родители могут начать раздражаться, ругать ребенка, даже наказывать его.

Последствиями этого давления чаще всего является отказ ребенка подчиняться родителям. При этом ребенок может настаивать на старом привычном способе мочеиспускания, например, в памперс или «делать свои дела» рядом с горшком, в штанишки, но только не в горшок.

Пример:

И смех, и грех — мой ребенок (1,5 года) взял за правило писать и какать на ковер. Сегодня вообще выдвинул полку из комода, вынул оттуда вещи и пописал туда. Что с ним делать — ума не приложу! Говорили с ним и по-доброму, и ругали, и даже шлепали — он только смеется в ответ. На горшок он ходить отказывается: сидит на нем подолгу в штанах, кряхтит, но потом встает и писает в штаны. Купили ему детское сиденье на унитаз — он один раз пописал, сидя на нем, мимо — теперь тоже залезает только, чтобы «поиграть в ка-ка» и покряхтеть. Мокрые штанишки ему, правда, не нравятся — сам снимает и относит в стирку. А если по какает в штанишки — еще одна проблема: пачкает в какашках ручку и показывает мне или бабушке! Ну что с ним делать?

Ольга

В самом худшем случае ребенок вообще отказывается писать или какать. У него начинаются запоры, справиться с которыми помогает только клизма, да и то не всегда. Приучение ребенка к горшку приобретает статус серьезнейшей проблемы. Причем, чем больше усилий предпринимают родители, чтобы добиться ее решения, тем часто хуже и хуже становится результат.

Еще один пример:

Моему сыну 2 г. 6 мес. Отучать от памперсов начали в два года. По маленькому ходит без проблем в туалет, на травку, везде. А вот по большому — проблема. Он ходит в д/с, и там говорят, что он какает на горшок, но не похоже, т.к. ребенок мучается и дома согласен ходить только в памперс и какать стоя. Пытаемся приучить его к горшку или туалету, но это вызывает только отрицательную реакцию и запор! Как вести себя в этой ситуации?

Анна

Как правило, сопротивление ребенка является сюрпризом для родителей. Они совершено не понимают его природы. Им кажется, что ребенок специально, нарочно им не подчиняется. Им кажется, что он может сделать, что от него хотят, но «из вредности» делает по-своему. Именно поэтому чаще всего родители и прибегают к наказаниям. Чувствуя при этом свою беспомощность, что не могут справиться с малышом.

Почему же ребенок сопротивляется?

Приучение к горшку и вопросы гигиены

Во-первых, он банально может быть недостаточно взрослым, чтобы сознательно контролировать свои органы мочеиспускания и дефекации. Ведь использование горшка требует от ребенка довольно высокой степени самоконтроля. Во-вторых, помимо физиологических, есть и психологические причины. Проще говоря, ребенок должен и МОЧЬ, и ХОТЕТЬ пользоваться горшком. Ведь то, что раньше происходило само и без каких-либо усилий с его стороны, должно подвергнуться полной перестройке. Малыш должен научиться управлять сложным внутренним процессом. Если разложить этот процесс на составляющие, то получится, что ребенок должен научиться:

  • распознавать сигнал к мочеиспусканию, т.е. понимать, чего именно ему хочется;
  • сдерживать первичный импульс;
  • осознанно и добровольно искать «подходящие» для этого условия;
  • сознательно «приступать к делу», оказавшись в нужных условиях.

Определить, в каком точно возрасте ребенок становится способен на это, довольно сложно. Здесь могут быть значительные индивидуальные различия. Ясно, что к этому моменту ребенок должен уже достаточно хорошо уметь ходить и управлять своим телом. Чтобы хоть как-то обозначить возрастные рамки, будем считать, что это происходит ближе к двум годам.

Есть примеры, когда мамам удается приучить своих детей к горшку и в более раннем возрасте. Но чаще всего это происходит усилиями мамы, когда она распознает желание ребенка пописать или покакать и вовремя подставляет ему горшок. Ловкость мамы в подобных случаях, конечно, похвальна, но это еще не означает, что ребенок освоил горшок и умеет самостоятельно им пользоваться. Маме еще предстоит «передать ему ответственность» за отправление своих естественных потребностей и, быть может, также столкнуться при этом со некоторыми трудностями.

Приучение к горшку и вопросы гигиены

Таким образом, мы видим, что перед ребенком стоит довольно сложная задача, требующая от него высокой концентрации внимания и сил. При этом прежде чем научиться пользоваться горшком, ребенку скорее всего придется пережить опыт неудачи. Он, например, может или не распознать призыв к мочеиспусканию, или не успеть добежать до горшка вовремя. Даже если будет сильно стараться сделать все «как надо». Его разочарование в себе и своих способностях в этом случае может практически полностью отвратить его от процесса приучения. Психологически для него гораздо проще отказаться от всех попыток освоить новое сложное дело, чем испытывать по этому поводу сильные негативные эмоции.

А теперь представим, что ко всем этим переживаниям добавляется критика родителей, а то и наказания. Причем неизвестно, что «бьет» его больнее. Иногда ребенку гораздо проще выдержать шлепки по попе, чем видеть, как расстроена мама или папа его неуспехами. И тогда в лучшем случае он начнет писать не туда или не тогда, когда это требуется. В худшем, он решит, что с ним, когда он писает или какает, что-то не в порядке, и что его все равно будут ругать и стыдить. Чтобы избежать этого, он решит лучше не писать вообще, во всяком случае на глазах родителей. Он либо сделает это втихаря, и потом опять же «получит» за это от родителей (а значит убедится в том, что его опасения были не напрасны), либо будет терпеть до последнего. А это — запор, слабительные, иногда попытки мамы помочь ребенку надавливанием на животик и т.п. Вся эта суета вокруг горшка еще больше пугает и нервирует ребенка.

Таким образом, чаще всего (если ребенку исполнилось 2 года и больше) проблема с приучение к горшку возникает не на уровне физиологии, а на уровне психологии. Ребенок вполне в состоянии распознавать и сдерживать первичный импульс, но вот дальше наступает сбой. Негативные эмоции «убивают» само стремление освоить этот непростой процесс.

Продолжение статьи »