Отучение от груди и от соски

Отучение от груди и от соски

Эта глава, посвященная отучению малыша от груди (после достижения им годовалого возраста), а также отучению его от разнообразных «вредных привычек», включая сосание соски, тесно связана по смыслу с предыдущей главой. Для того, чтобы отучение происходило безболезненно для ребенка, надо хорошо представлять себе специфику его тесной психологической связи с матерью. Принципиальным моментом при отучении малыша от привязанности к груди и различным ее «заменителям» типа соски, является то, что мама должна сохранить в сознании ребенка свою роль защитницы, утешительницы и ГАРАНТА его безопасности.

Разрушение этой связи вследствие ошибочных действий мамы может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка. В частности вызвать такие «вредные привычки», как сосание пальцев и различных предметов, онанизм, выдергивание волос, расчесывание себя до крови, тики, навязчивые движения, недержание мочи и кала и т.п. Т.е. здесь надо очень четко разделять причину и следствие. Если контакт с мамой нарушен, если базовые потребности ребенка не удовлетворены, то попытки отучения от вышеперечисленных вредных привычек приведут к еще большему стрессу.

Стрессу, который ребенок постарается снять, сформировав другие вредные привычки или развив и разнообразив уже имеющиеся. Понятно, что все усилия родителей в этом случае пойдут прахом, усилив напряженность в отношениях с ребенком. Причиной, рождающей те или иные отклонения в поведении ребенка, будут неудовлетворенные психологические потребности. И прежде чем ставить себе целью что-то в его поведении изменить, надо создать для этого комфортные благоприятные условия.

Как я уже писала, отучение ребенка от груди есть определенный этап в его взрослении и психологическом отделении от матери. А это означает, что и ребенок, и мама должны быть готовы к этому. Длительное (больше года) грудное вскармливание создает особую психологическую атмосферу близости между ними в момент кормления, которую и ребенок, и мама будут стремиться сохранить. НЕ редки случаи, когда мама, совершая какие-то действия по отучению ребенка от груди, сама же неосознанно препятствует его отказу от грудного вскармливания. И тогда процесс отучения грозит превратиться со взаимное мучение для мамы и ребенка.

Таким образом, на отлучение ребенка от груди мама должна решиться, понимая, что не только ребенку, но и ей самой это может принести какие-то негативные переживания и сожаления. Вот почему маме важно принимать решение о прекращении кормления ребенка грудью, опираясь прежде всего на свои собственные потребности и представления о том, как и когда это следует сделать, а не на советы родственников и специалистов.

Отучение от груди и от соски

У родственников и врачей (в особенности в детских поликлиниках), которые чаще всего выступают в роли «Плохих советчиков», могут быть различные причины, заставляющие их вмешиваться и влиять на исход ситуации.

Чаще всего они «желают добра» матери и ребенку, испытывая малопонятные им самим опасения, что если мама продолжит кормление ребенка грудью после года, то тем самым она нанесет ему некий вред. В чем он будет заключаться, — они чаще всего объяснить не могут, но сомнений в том, что они правы, не испытывают. Объясняется это тем, что наши бабушки в свое время слишком хорошо усвоили уроки советской педагогики и педиатрии. Нынешние молодые родители могут уже и не помнить, что в советские времена существовали единые возрастные нормы развития ребенка, жестко определявшие в частности время отучения от груди, соски, приучения к горшку и т.п.

Так, считалось, что кормление ребенка грудным молоком до года полезно, а после года вредно. Как будто состав грудного молока мог измениться в одночасье сразу после первого дня рождения ребенка, резко отменив соответственно и все преимущества грудного вскармливания. Выглядит мало убедительно. Однако, страх перед общественным порицанием, которому в те времена подвергались родители, не укладывавшиеся в «нужные сроки», жив в наших бабушках и врачах «старой закалки» и поныне.

Если принять во внимание более или менее обоснованные мнения на этот счет специалистов, наших современников, то получится следующая картина. Сторонники длительного грудного вскармливания говорят о том, что современные ослабленные дети и после года продолжают нуждаться в укреплении иммунитета, который поддерживает грудное вскармливание. Кроме того, грудь продолжает служить для ребенка средством психологического утешения, помогая ему справляться с различными стрессами и поддерживая его психологическую устойчивость.

Противники же считают, что продолжение грудного вскармливания больше года поддерживает некоторую искусственность связи между матерью и младенцем. Ребенок продолжает оставаться психологически зависимым от матери, не учится справляться со стрессами самостоятельно, надеясь уже на силы исключительно собственного организма. Да, он менее защищен, но именно это отсутствие защиты становится для него дополнительным развивающим фактором.

Таким образом, единого мнения о том, в каком возрасте стоит прекращать кормление ребенка грудью, не существует. К сожалению или к счастью(?) каждая мама вправе принять свое решение, исходя из своих желаний, убеждений и приоритетов. Самым правильным здесь будет индивидуальный подход, учитывающий особенности физического и психологического состояния ребенка: часто ли он болеет, ослаблен ли физически, насколько сильно привязан к материнской груди и т.п. Чужие советы в данном вопросе могут принести больше вреда, чем пользы. Даже из уст светил медицинской и психологической наук. Мама будет права, если будет больше полагаться на собственные ощущения и искать благоприятный момент.

Поддавшись давлению извне и не чувствуя внутреннего согласия с тем, что «время пришло», мама добавит себе негативных переживаний. Эти переживания скорее всего выльются в ее чувство вины перед малышом за то, что она необоснованно причинила ему ущерб. Мама будет раскаиваться, что затеяла все это, и испытываемый ею стресс может неблагоприятно отразиться на ее здоровье.

Отучение от груди и от соски

Если отвлечься от теории и взглянуть на вопрос с практической стороны, то можно определить признаки психологической готовности ребенка к отлучению от груди, а также физиологические признаки готовности к этому молочных желез мамы. Молочная железа уменьшается в размерах, количество вырабатываемого молока начинает отставать от возрастающих потребностей ребенка. Состав молока меняется, — и по содержанию антител приближается к молозиву. Происходит так называемая инволюция лактации. Есть инволюция или нет, определяется по наполняемости груди в отсутствие прикладываний ребенка. Если, например, женщина со стабильной лактацией отсутствует в течение целого дня, и малыш к груди не прикладывается, то к вечеру грудь сильно наполняется молоком, иногда даже возможны болезненные ощущения. Если инволюция лактации уже есть, то грудь в течение дня остается мягкой.

Что касается самого ребенка, то признаки его психологической готовности к отлучению таковы:

  • он способен довольно долго обходиться без матери (т.е. пропускать грудные кормления, если не видит мать около себя);
  • его может уложить спать (без груди) другой человек, помимо кормящей матери;
  • если ребенок вспоминает о матери и требует грудь в ее отсутствие, его можно отвлечь, — его плач в этом случае будет скорее похож на капризное хныканье, чем на непрекращающийся бесконечный ор;
  • его протесты против маминого отсутствия могут быть бурными, но относительно непродолжительными;
  • после того, как ребенок отвлекся — забыл о своем требовании материнской груди, — в его поведении не наблюдается никаких особенностей и отклонений;
  • после возвращения матери он способен выдержать некоторую паузу в удовлетворении своей потребности в грудном кормлении, — не набрасываясь на грудь, дрожа от нетерпения.

Что касается техники отучения от груди. Вот несколько основных рекомендаций.

Ребенка стоит готовить к этому постепенно. К моменту отлучения следует сохранить как можно меньшее количество кормлений. Чаще всего на последок остаются кормления перед сном и ночные. Т.е. предполагается, что ребенок уже приспособился к отмене дневных кормлений. У него есть опыт переживания отказа от груди в течение дня, например, в неподходящих для этого местах.

Одним из широко практикуемых способов отучения ребенка от груди с советских времен остается отъезд матери на несколько дней и предоставлением малыша заботам бабушки или няни. Это достаточно резкий и болезненный для ребенка способ отучения, т.к. ребенок одновременно лишается контакта и с маминой грудью, и с самой мамой. Смысл отучения от груди состоит в том, чтобы ребенок научился получать психологическую поддержку и утешение от мамы не посредством груди, а другим, более «взрослым» способом. В случае отъезда матери он утрачивает эту возможность полностью, испытывая двойной стресс, — от разлуки с матерью в том числе.

Продолжение статьи »