Методы наказания и поощрения для дошкольников

В нашем восприятии слово «наказание» имеет негативное значение. Наказать значит «отругать», «дать по попе», «поставить в угол». Часто родители признаются, что применяют те или иные виды наказаний «вынужденно», потому что «больше ничего не помогает». Порой самым эффективным средством воспитания ребенка оказывается «запугивание». Иногда родители даже говорят о том, что они подозревают, что наносят психике ребенка большой вред. Но у них в запасе нет иных средств, чтобы справиться с непослушанием ребенка. Не самое приятное признание, не правда ли? Давайте попробуем разобраться, от чего это происходит.

Методы наказания и поощрения для дошкольников

Рассмотрим, например, такую ситуацию. Ребенок нашалил, мама делает ему замечание, оно не срабатывает, мама повышает голос, это опять не дает нужного эффекта, и тогда мама, сама того не желая, кричит на ребенка или шлепает его по попе. Ребенок обижается, плачет. Мама жалеет, что ей не хватило терпения все объяснить по-хорошему, и чувствует свою вину. Ребенок видит это, начинает еще сильнее плакать, чтобы еще больше разжалобить маму. Иногда ему это удается. Некоторые мамы так расстраиваются, что готовы просить прощения у малыша за то, что на него накричали или ударили. При этом ребенок скорее всего делает вывод о том, что это мама была не права, а с ним все в порядке.

Ясно, что в описанной ситуации наказание «не работает». Вернее, работает с точностью до наоборот. «Плохо» от наказания стало самой маме, а не тому, кто должен был быть наказан. Своей ошибочной тактикой мама наказывает саму себя. Ребенок делает совершенно неправильные выводы и не понимает, в чем заключается его вина.

А ведь эта ситуация может повторяться снова и снова. К чему это приводит? Ребенок продолжает фактически безнаказанно совершать проступки и при этом учится «манипулировать» своими родителями. У родителей накапливается ощущение собственной беспомощности. Причем, чем сильнее эти переживания, тем чаще происходят срывы на ребенка. Тем сильнее потом чувство вины. И дальше по кругу.

Как разорвать этот порочный круг? С чего начать? Похоже, что стоит подготовиться к ситуации конфликта с ребенком и продумать меры, которые помогут вам достичь нужного результата и сохранить при этом душевное равновесие.

  • Прежде всего, необходимо четко сформулировать ваши требования к ребенку и разработать систему наказаний и поощрений, которая работала бы сама по себе. Т.е. не требовала бы повышенного тона, угрожающих интонаций и пр. Это раз.
  • При этом, систему надо стараться сделать простой и ясной, — чтоб ее было проще объяснить ребенку. Это два. Нужно, чтобы ребенок ясно понял, какие именно наказания повлекут за собой те или иные его проступки. Возможно для этого потребуется рисовать картинки, проигрывать типичные ситуации с игрушками и пр. Важное замечание. Требования к ребенку должны быть универсальны. А вот наказания могут быть различной «степени тяжести»: от более «легких» до более серьезных. Чем больше здесь вариантов, тем больше пространство для маневра.
  • Три: за соблюдением правил нужно внимательно следить, особенно в первое время, пока система еще не очень стабильная. Очень важен принцип последовательности. Если вы однажды что-то строго запретили, закрывать на это глаза в следующий раз уже нельзя. Если вы что-то пообещали ребенку, вы обязаны сдержать свое обещание. Иначе ребенок не будет доверять вашим словам, и договариваться с ним будет все труднее и труднее.
  • Четыре: не нужно забывать и про поощрения. Когда заработает система поощрений, т.е. когда ребенок начнет стремиться заслужить своим поведением похвалу или какой-то желаемый «приз» от родителей, тогда наказанием для ребенка станет само отсутствие поощрений.
  • И последнее важное условие для родителей: необходимо соблюдать эти правила самим! Если поведение родителей противоречит провозглашенным ими правилам, ребенок усомнится в их необходимости и не будет им подчиняться.

Эту систему не так просто разработать и нелегко воплотить в жизнь. Но поверьте, результат стоит того. Это задание трудоемкое, но при этом очень творческое. Это настоящая работа, которая совершается не в один день, и которая состоит из нескольких этапов. Формулирование идеи «проекта» — затем осмысление деталей — практический эксперимент — переоценка, уточнение — снова эксперимент и т.д. Хорошо, когда в этой работе родители могут рассчитывать на помощь специалиста в случае заминки. На моих занятиях с родителями в рамках моего курса «Воспитываем детей без ошибок» мы разрабатываем эту систему в группе, помогая друг другу найти лучшие решения.

Методы наказания и поощрения для дошкольников

Поделюсь с вами некоторыми нашими общими «наработками». Создание работающей системы наказаний и поощрений начинается с выяснения исходной картины. Т.е. с определения того, какие методы наказаний уже применяются в данной семье, и насколько они эффективны.

Опыт показывает, что немногие родителей способны с ходу написать используемые ими виды наказаний и поощрений. Ведь во многом это делается «на автомате», безотчетно. Здесь-то и кроются многие «подводные камни», определяющие неудачи в воспитании. Очень часто большинство наказаний оказываются неэффективными. Т.е. совершенно не останавливают ребенка от совершения определенного проступка. Однако, родители продолжают применять эти малоэффективные способы просто «за неимением лучшего», а также из опасений, что отмени они этот вид наказания, станет «еще хуже». Вот почему нам нужен весьма подробный и честный анализ происходящего.

Затем мы знакомимся с иным смыслом понятия «наказание». Это не выражение ребенку своего недовольства и не исправление его поведения усилиями родителей, а та внутренняя работа, которую совершает сам ребенок. Наказание должно создавать неудобство прежде всего для ребенка, а не для его родителей. В этом ключ к успеху. Ведь именно тогда ответственность и контроль за соблюдением правил понесет сам ребенок, и не его родители.

Многие родители слышали об этом тезисе — наказать, значит лишить ребенка чего-то им желаемого, — но далеко не все умеют им пользоваться. Часто можно услышать примерно следующее: «Да мы пытались лишить его мультиков, но он такой скандал устроил, не могли потом успокоить...». В итоге родители вообще отказываются от этого принципа, считая его не действующим. А на самом деле, они просто раньше времени опускают руки.

Продолжение статьи »