Капризы и истерики у ребенка 2-3 лет.

Те из родителей, кто «прошел» через этот критический во взрослении ребенка период вспомнят подобную картину:

Из письма мамы:

Ребенок 2,5 лет, сам по себе доброжелательный и спокойный, на какое-нибудь замечание или действие начинает падать и биться головой, руками, ногами обо все что подвернется. При этом никакие Уговоры, разговоры, попытки отвлечь не воспринимаются. Оторется, подходит: «Мама, вытри сопли,» — и опять нормальный ребенок.

Ирина

Другое письмо:

Дочке 2 года и 9 мес., делает все — абсолютно наоборот. На прогулке все время убегает от меня, при этом может выбежать на дорогу, где проезжают машины, велосипеды, иногда просто страшно. Когда говорю, что машина может задавить, у нее возникает интерес, и она нарочно выбегает на дорогу.

Анастасия

И еще:

У моего сыны 2,4 г. в последнее время очень развилось чувство противоречия (или вредности). Например:
Мама, хочу тебя поцеловать.
— Давай поцелуй.
— НЕ ХОЧУ.
И такой диалог (с вариацией моих ответов) может длиться бесконечно. В какой-то момент он начинает плакать и дело доходит до истерики. Такое впечатление, что он не знает, как закончить этот диалог.

Оксана

Реакция родителей на подобное поведение ребенка может варьироваться — попытаться отвлечь, не обращать внимания (ждать, пока «оторется», как в первом письме), наказать. Но практически все родители говорят о том, что эти перемены в поведении стали полной неожиданностью, что они «не узнают своего ребенка», что его «будто подменили» и т.п. Родителей объединяет чувство растерянности и недоумения, они не понимают, что происходит с их ребенком. Многие бегут ко врачу, некоторые обращаются к психологу. И правильно делают, поскольку так называемый «кризис взросления у 2-3-леток» психологи называют «мини-подростковым» кризисом. С многими характерными чертами (по Л.С. Выготскому):

Характерные черты кризиса взросления у 2-3-леток

1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано).

2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство отличается от настойчивости тем, что упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3. Своеволие. Ребенок хочет делать все сам; и это не просто стремление к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

4. Обесценивание и строптивость. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).

5. Протест-бунт и деспотизм, проявляющиеся в частых ссорах с родителями. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и диктует всем свою волю. «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Л.С. Выготский)

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. И замечу также, что приписывание этих признаков возрасту 2-3 лет до некоторой степени условно. В поведении некоторых детей эти признаки проявляются уже в возрасте около полутора лет. Как правило, это очень активные и энергичные непоседы. У некоторых деток «волевое противостояние» с родителями отодвигается к 4 годам.

Характерные черты кризиса взросления у 2-3-леток

Давайте теперь разберемся, что же происходит с взрослеющим ребенком. Понимание поведения ребенка, определение смысла его поступков лежит в основе всего процесса воспитания. Известно, что довольно долгое время младенец психологически «соединен» со своей матерью. Младенец хочет есть — мать дает ему, он плачет — мама утешает, малышу холодно, мама укрывает и пр. Мама воспринимается как некоторая его Часть, удовлетворяющая его желания. Ребенок растет, его желания усложняются. Рано или поздно он сталкивается с тем, что не все его желания исполняются. В первый год жизни он может только «расстраиваться» из-за этого, криком подавая сигналы «своей Части», что она «не срабатывает» должным образом, но реально изменить ничего он не в силах. Мама или захочет удовлетворить его нужды, или нет.

По мере роста ребенок также замечает, что мама бывает разной — то ласковой, то отвергающей, и что какие-то средства влияния на маму действуют лучше других. И где-то в это же время он понимает, что от него кое-что зависит. Он как бы отделяется от мамы, осознанно пытаясь воздействовать на нее определенным образом.

Первый кризис роста случается, когда дети начинают осознавать, что они могут управлять удовлетворением своих потребностей. Т.е. понимают, что с помощью своего поведения (истерик, капризов, лежания на полу и пр.) они могу добиться от родителей исполнения своих желаний. Естественно, им хочется, чтобы любое их желание было тут же исполнено. Но мир устроен так, что все мы далеко не всегда можем получить желаемое. И каждому из нас надо уметь справляться с ситуацией неудовлетворенного желания — иметь терпение, целенаправленно двигаться к достижению цели, делая все от нас зависящее, а порой и смиряться с тем, что получить желаемое не в наших силах. Перед ребенком впервые появляется эта задача. И он должен как-то для себя ее решить. Первый кризис взросления минует тогда, когда ребенок научится справляться со своими негативными эмоциями из-за того, что он не может выполнить свое желание.

Так ли иначе через кризисный возраст в том или ином виде проходят все дети. Когда родители узнают об этом, многие из них испытывают облегчение. Ведь поначалу всем кажется, что «все дети, как дети», и только «в моего как бес вселился».


 

Если вы запутались и не уверены в том, что идете верным путем, если результат ваших психологических «инноваций» совсем не тот, на который вы рассчитывали, не стесняйтесь обратиться к психологу за консультацией или отдать ребенка в специализированную группу подходящего возраста под руководством психолога. Пишите нам на электронную почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript и задавайте свои вопросы.

Продолжение статьи »