Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду

Вопросы про детский сад не зря занимают главенствующее положение среди общей массы вопросов детскому психологу. Тема эта сложна, поскольку связана с социальной адаптацией ребенка, его отрывом от семьи и выходом в социум.

В последнее время в обществе произошли достаточно разительные перемены в отношении подходов к воспитанию детей вообще, и в отношении роли дошкольных образовательных учреждений в частности. Советские времена с их требованиями поголовной «унификации» и «коллективизации», требованием «жертвовать личным в угоду общественному» и т.п., отошли в прошлое.

Пропаганда преимуществ общественного воспитания по сравнению с семейным ослабла, и все больше родителей задаются вопросами: необходим ли вообще садик для ребенка? Есть ли реальные преимущества от посещения садика прежде всего для самого ребенка? Каково соотношение плюсов и минусов от раннего приобщения ребенка к социуму в форме детского садика?

Стоит учесть и то, что ситуация осложняется некоторой дезориентацией родителей в потоке хлынувшей из-за границы педагогической и психологической литературы, а также явной противоречивости рекомендаций отечественных специалистов на этот счет.

Дабы избежать путаницы, сформулируем основные вопросы, на которые автор книги собирается дать свои ответы:

  • Необходим ли детский сад ребенку вообще
  • «Подходящий» для поступления в сад возраст ребенка
  • Выбор садика — месторасположение, вид садика, нагрузка на ребенка
  • Подготовка ребенка к садику
  • Сколько должна длиться адаптация к садику
  • Тревога расставания с ребенком у родителей
  • «Барьер расставания» — как стоит себя вести
  • Ребенок не готов к садику — признаки — когда забирать ребенка из сада
  • Вопросы родителей и ответы на них
  • Вопросы родителей и ответы на них (продолжение)
  • Вопросы родителей и ответы на них (продолжение)

Ответы на эти вопросы будут содержать описание типичных ошибок и ошибочных действий родителей по приучения своих детей к садику. В конце статьи приводятся примеры конкретных ситуаций с разбором рекомендаций автора к каждому случаю.

1. Необходим ли детский сад ребенку вообще

Адаптация к детскому саду

Считается, что дети, посещавшие дошкольные учреждения, лучше адаптируются в школе, проще устанавливают социальные контакты. У детей, посещавших детский сад, накапливается опыт взаимоотношений со сверстниками, на который при поступлении в школу они уже могут опираться. Вот почему родители, чьи дети испытывают затруднения в общении со сверстниками, часто уповают на садик, как на средство решить эту проблему, надеясь на то, что посещение садика автоматически обеспечит детям лучшую адаптацию. В этой переоценке возможностей садика и заключается ошибка.

По статистике «на глазок», детей, удачно адаптировавшихся в детском садике, не так много. Примерно треть. Большая часть детей испытывает различного рода трудности при адаптации к детскому садику. Среди них и дети с явно негативным опытом посещения садика. Таких детей тоже примерно треть.

От чего зависит успех психологической адаптации ребенка? Безусловно, от индивидуальных особенностей ребенка + от всех тех факторов, которые разбираются в этой главе (см. пункты 2-9). Но первым и главным среди них является психологическая готовность ребенка к отрыву от матери и семьи. Ведь именно этот разрыв привычных связей и переход на новый уровень взаимоотношений с ближайшим окружением является основным содержанием кризиса адаптации к детскому саду.

Ребенку, привыкшему быть в центре внимания взрослых, предстоит привыкнуть к тому, что он всего лишь «один из...». И что теперь за удовлетворение своих потребностей ему нужно бороться, прилагая к этому все свои силы. В отличие от ситуации в семье, где его потребности стояли для родителей на первом месте и удовлетворялись почти автоматически.

Адаптация к детскому саду

Вот почему детский сад — это не «лекарство» от стеснительности, как думают некоторые родители, а скорее испытание на психологическую «зрелость», на готовность к опыту самостоятельной жизни — преодолению трудностей, построению отношений с другими людьми\детьми. Если проводить аналогии, то поступление в детский сад во многом сродни обучению плаванию путем «бросания в воду».

Для того, чтобы ответить на вопрос, необходим ли садик ребенку, стоит определить основные его плюсы. Что хорошего может дать ребенку садик по сравнению с воспитанием в семье? В основном, это опыт общения с детьми в коллективе + психологическая подготовка к школе. Хотя стоит сразу оговориться, процесс приобретения этого опыта самостоятельного общения может быть далеко не всегда приятным и безболезненным для ребенка. Да и для переживающих за него родителей.

В принципе опыт общения со сверстниками ребенок может получить и вне стен садика. Все больше и больше становится центров дошкольного развития, куда родители приводят детей на занятия и забирают после. В таких условиях дети получают возможность более щадящей, постепенной адаптации, а родители имеют возможность контроля над процессом.

Таким образом, детский сад не является необходимым для ребенка. Однако желателен опыт посещения детского сада непосредственно перед школой в качестве «тренировки».

Назовем и Типичную Ошибку родителей, связанную с детским садом — чересчур ранний и резкий отрыв ребенка от матери при отсутствии психологической готовности к этому ребенка и мамы.

Признаки психологической готовности ребенка к садику:

  • интерес ребенка к играм и взаимодействию с другими детьми,
  • отсутствие негативной реакции на уход матери,
  • готовность ребенка к общению с другими взрослыми помимо близких родственников,
  • отсутствие выраженных страхов и тревоги на новую ситуацию,
  • ребенок «хочет в садик», если его спросить.

Дальше речь пойдет о факторах, позволяющих уменьшить стресс от посещения

2. «Подходящий» для поступления в сад возраст ребенка

Наступление возраста «готовности к садику» есть некоторая условность. Большее значение здесь имеет индивидуальные особенности ребенка. У кого-то этот «нужный» возраст может наступить годам к 2,5. У кого-то нужно ждать 4 или даже 5-ти лет. Понятно, что не всегда у родителей есть возможность ждать подходящего возраста. Можно попробовать отдать ребенка в садик и раньше. Но тогда лучше всего относиться к этому как к эксперименту — «может получится, а может, и нет», — и быть при этом готовым и к негативным последствиям.

Продолжение статьи »